Стихи Омара Хайяма о благородстве

Стихи Омара Хайяма о благородстве

Омар Хайям о благородстве


Стихи Омара Хайяма о благородстве, до бесконечности, как, впрочем, и всё его творчество, мудры и проницательны.

Хаям выявляет душевную чистоту и высокие нравственные качества, способность быть в ответе за свои слова, дела и поступки, характеризующие человека, обладающего достоинством личности и благородством.

Теплота и мудрость, великодушие и гуманность исходящие из глубины души и сердца, Омар Хайям отождествляет с благородством духа и нравственной возвышенностью человека, рождённого от Бога.


Стихи Омара Хайяма о благородстве


Благородное сердце живёт для тебя,
С мотыльком оно сходно, горя и любя.
Долго ль повод ты будешь искать для горенья?
Что за повод в любви? Лишь обман для себя!

Благородной душе ведом праведный путь,
Знанье первых начал, всего сущего суть.
Всё, что выпало нам — исполненье веленья,
И круги бытия не греховны ничуть.

Благородные люди друг друга любя,
Видят горе других, забывают себя.
Если чести и блеска зеркал ты желаешь, —
Не завидуй другим, — и возлюбят тебя.

Благородство и подлость, отвага и страх —
Всё с рожденья заложено в наших телах.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже —
Мы такие, какими нас создал Аллах!

Благородство страданием, друг, рождено,
Стать жемчужиной — всякой ли капле дано?
Можешь всё потерять, сбереги только душу,
Чаша снова наполнится, было б вино.

Благородству присущи и смелость и честь
Это всё в мудрецах многоопытных есть.
В чём же тайна любви к кучке праха земного?
Грязь на лик благородства не может осесть.

Да, лилия и кипарис — два чуда под луной,
О благородстве их твердит любой язык земной,
Имея двести языков, она всегда молчит,
А он, имея двести рук, не тянет ни одной.

Защитник подлых — подлый небосвод,
Давно стезей неправедной идет.
Кто благороден — подл пред ним сегодня,
Кто подл — сегодня благороден тот.

Когда б я властен был над этим небом злым,
Я б сокрушил его и заменил другим,
Чтоб не было преград стремленьям благородным
И человек мог жить, тоскою не томим.

Коль можешь ты — не унижай других
И яростью не обжигай других.
Желаешь нерушимого покоя —
Себя всегда кори, — прощай других.

Над пьяным, над безумным ты, мудрый, не глумись.
И святостью наружной пред всеми не гордись.
Ты хочешь стать всех выше и все преодолеть?
К тому, кто пал всех ниже, с любовию склонись!

Не позор и не грех — в харабат забрести.
Благородство и мудрость у пьяниц в чести.
Медресе — вот рассадник невежд с подлецами!
Я без жалости их повелел бы снести.

Небо! Жалуешь ты почему подлецов?
Бани, мельницы — им, им — сиянье дворцов,
Человек благородный и хлеба не видит,
Наплевать я на небо такое готов.

Понятна каждому, чей благороден путь,
Находок и утрат божественная суть.
Повелевает Шах: отнять или вернуть,
А двуединый мир не виноват ничуть.

Сейчас, сейчас, коль можешь ты, пойди,
От скорби ближнего освободи,
Ведь царство красоты и от тебя
Уйдет, — смотри, день этот впереди!

Тайны мира, как я записал их в тетрадь,
Головы не сносить, коль другим рассказать.
Средь ученых мужей благородных не вижу,
Наложил на уста я молчанья печать.

Твоя любовь ко всем — божественный чекан;
Тебе милей душа, чем слава или сан.
Ты примешь муравья, как гостя дорогого,
Хотя сейчас тебя ждет в гости Сулеймин.

Те, кто щедр, за былинку горой одарят
И за вздох лишь один прегрешенья простят.
Там, где к тварям живым Бог всегда расположен,
Сто заблудших простят за один только взгляд.